ОТКРОВЕНИЯ ПО ТЮТЧЕВУ

(см. сноску *)

 

Любой народ в чём-то уникален независимо от его размеров и границ пребывания что, собственно, и выделяет, отличает его от других народов. Если планета Земля – это вселенская Библиотека живых разнообразий при академии Мироздания, то понятно, что в ней есть и зал народов мира, и полок длинных там настроено немеряно. Непонятно зачем павлину длинный хвост с глазами, если петух не менее эффективно привлекает своих самок устройством кормы, куда более скромным, и не жалуется. Природа рациональна до абсолюта и не терпит излишеств, значит всё это «дизайнерское» трудолюбие зачем-то нужно её Создателю. Ну, не балуется же Он, ей богу! Чем кактус ёлки хуже, кит дельфина красивей, кто из них полезней миру? Глупо сравнивать и спрашивать. То же и с народами. Раз столько накрошено по планете, значит есть в этом промысел Божий, нам сермяжным недоступный. Дальше уже мы по мере своей унылости и необразованности, густо приправленной высокомерием и корыстием, расставляем всё по полкам в той Библиотеке, сортируем, мать нашу! И толкотня страшная. Нацисты так и норовят всё сжечь, оставить, только один фолиант с названием «Высшая раса» в переплёте, обтянутом человечьей кожей неполноценных народишек, с тиснением золотым из зубных коронок узников концлагерей. Коммунисты, пока в силе были, призывали полки в зале народов вообще снести и в центре зала на постаменте, сложенном из полного собрания сочинений народов, т.е., из почти 2500 томов, томиков и брошюрок, изваять грандиозную скульптуру вечно счастливого Человека Новой формации. Либералы на пару с глобалистами пошли ещё дальше, стоят у входа с бомбами, дубинами, коктейлями Молотова и плакатами, призывающими снести полки вместе с залом и мир взрывчаткой свобод каждого человека, объявляемых ими высшей ценностью и основой всеобщего процветания, нафиг вместе с национальными границами. По ночам в Зал пробираются библиотечные вандалы, в балаклавах и кастрюлях на головах, воруют, рвут из книг народов страницы пачками, вклеивают свои, безграмотно нацарапанные в наркотически-историческом угаре. Колбасит Библиотеку всё сильней. Технически продвинутые народы в спешке оцифровывают свои наследия и армии, ставят решётки с сигнализацией на свои полки и госграницы. И все, будто забыли, что само здание Библиотеки разнообразий, конструкция величественная, но весьма шаткая, и вполне себе сгораемая в одночасье. Снеси одну колонну, подожги один зал – сгорит, рухнет всё. Она хрупка и по всем признакам думана на умное пользование, бережное, с любовью и заботой о будущем планеты.

Сравнивать народы само по себе процесс коварный, ибо его очевидная состязательность неизбежно чревата сначала противопоставлением, скатывающимся в антагонизм, затем во всяческое противостояние вплоть до кровавого. Меряться перцами величия народов и длиной струек исторической правды на снегу недостойно умных, просвещённых народов, такие увлечения ювенально-генитальным спортом нельзя оправдать соображениями конкурентной, идеологической борьбы, борьбой за ресурсы и элементарное выживание. В этом мире физически, и как угодно, априори не может быть единого правителя, будь то государство, тем более человек. Управление таким миром, со всей огромностью его разнообразий, включая, кроме человеческих природное, из одного центра невозможно, а значит, стремление к любому «единоначалию» губительно для него. И здесь не помогут ни ИИ, ни термояд, никакое военное превосходство. Управление, полноценное владение таким миром возможно только в союзе с его Создателем. Разумеется, не на материальном, но на духовном уровне и здесь речь не о ритуально-обрядовых признаках такого союза. Речь о выборе стороны между Добром и Злом, подразумевая, что Добро – это Бог, Высшие силы, Зло – Сатана, Дьявол и их производные. Состязательность систем и народов – это навязанный миру Злом процесс, выстроенный на человеческом несовершенстве и примате низких инстинктов, инструмент манипулирования миром. В сегодняшнем технологическом изводе легко может стать, уже становится инструментом уничтожения планеты.
На мой взгляд, состязательность во всём, вдолбленная веками людям в гены, как главный стимул и двигатель прогресса, это роковое заблуждение. Разве порог, на который сегодня пришло человечество не подтверждает правомерность такого допущения? Истинный прогресс, разве не поиск гармонии с природой и определение в ней своего достойного духовно, благо устроенного места? Состязательность – антагонизм гармонии. На том стою и отвергаю любые возможные попытки обвинения меня нацозабоченными в шовинизме, квасном патриотизме, желании кого-то унизить, кого-то возвысить, тем более разжигать ненависть и вражду. И без меня это лезет в жизнь изо всех щелей, словно клопы в Париже. Я просто седой русский человек, просто размышляющий, пока Бог даёт времени, о дне сегодняшнем. Не ставлю цели кого-то в чём-то убеждать, ни к чему не призываю противному Богу, закону и совести, не объявляю ничьего превосходства над кем-то, как и не стараюсь кого-то принизить, просто делюсь мыслями. Побудил меня к попытке собрать их в нечто, на мой взгляд, единое целое, великий мыслитель, поэт, публицист, дипломат, не один десяток лет проживший в Европе и великолепно знавший европейцев, блестяще образованный, истовый патриот, служивший интересам России, и считавший Запад главной угрозой для России – Фёдор Иванович Тютчев, вернее его письма, написанные без малого двести лет назад накануне Крымской войны 1853—1856 годов и после неё.

«Умом Россию не понять», а я попробую душой и сердцем, что делать, если рвутся в помощь.
Весь свой исторический путь Россия строила на одном главном и уникальном полагании русской, в широком смысле, ментальности – все люди равны, все люди братья, кто не братья, те сёстры. И сколько раз история не доказывает, порой кроваво, что это очень вряд ли так, Русский мир и дальше будет исходить в своём движении из этого корневого посыла, кровного верования, подкреплённого и множимого вековыми основами православия, каких бы собственных жертв это ему не стоило. И это не идеологическая стигма, но анализ крови, состав и набор хромосом. Вот почему, на мой взгляд, Русский мир никогда не сваливался в, державное каперство и колониализм, ему напрочь чужды жажда унижения и подавления «инородцев», чувство избранности и ментальная спесь, использование всего этого, как инструментария достижения превосходства над кем-то с целью извлечения наживы, как универсального средства собственного существования и развития. России чужда жажда наживы, она богата от Бога и доблестных предков землями, любыми ресурсами, главное, массовым талантом великого концерта народов, её исполняющих. Вот почему, Русскому миру так ментально присущи экзистенциальный мировой коллективизм, культ людского равенства, чувство справедливости и действенное стремление к ней. Вот почему в историческом однажды его народным большинством была массово принята и естественно впитана, вынесенная в XIX веке на политическую поверхность из западных философских глубин коммунистическая идеология. Ментальная предрасположенность Русского мира к ней позволила, вобщем-то, количественно ничтожной большевистской прослойке, за практически мизерный исторический срок невероятной ценой построить, затем развить и оборонить уникальное Великое советское стояние. Естественно, в новом миру, действе такого масштаба стратегические ошибки неизбежны и, если достигается их критическая масса, оно обречено на провал, что и случилось:
•    Объявление «мировой пролетарской революции» (МПР), как стратегической цели коммдвижения, вывела и без того яростное сопротивление западной цивилизации Русскому миру на окончательно смертельный уровень;
•    Распыление колоссальных средств на поддержание «дружественных» государственных режимов в попытке распространить коммидеологию на планете в отсутствие собственного, окончательно результативного опыта её воплощения в жизнь, и без учёта массы индивидуальных особенностей, нововолечённых в свою орбиту государств, ментальных, географических, религиозных, этнических в т.ч.
•    Пессимизация, поругание вплоть до изживания религий, отказ от практичного налаживания возможного симбиоза идеологий христианства и коммунистической при существенном их совпадении, как фактор раскола народного сознания;
•    Вынужденное новаторство в выстраивании экономики без опоры на какой бы то ни было опыт, за его элементарным отсутствием в истории человечества; то же в построении гос. администрирования, законотворчестве, охозяйствлении территории небывалого масштаба с её огромным разнообразием климата, природных зон, населяющих народов.
•    Потеря административного контроля за ростом, растущих «за забором» чужих искушений, превысившим высоту забора, и они перевалили через него, захватывая умы, идеологические и теневые экономические поляны;
•    Цепляние за власть массово стареющей, деградирующей парт. элиты и гос. верхушки, жёстко исключивших любые попытки качественного кадрового обновления власти.
Список не полный.

Но Россия, ставящая духовное над материальным, высокое над низменным, традицию и народную память над сиюминутной конъюнктурой, верна себе во все времена, чего бы ей это не стоило. Ей однова стоять что в чистом поле, что на пьедестале, что перед неприятелем, и никогда не на коленях, всегда в неразрывном контакте ступней с землёй. Может быть в этом секрет её «непотопляемости»? Исторически доказано, она шла и идёт на жертвы и ущербы зачастую вопреки любым соображениям выгоды, не ставя её во главу своих целеустремлений. Захваченные и добровольно вошедшие в её состав в эпоху собирания государств народы и территории она никогда не превращала в пользуемые по желанию и необходимости хомопарки, кандальные галеры, кроваво доходные рудники, способствуя их истощению и вымиранию коренных этносов. Наоборот, всегда, зачастую забывая себя, как мать, сострадательно ставящая интересы приёмных детей выше интересов собственных, трепетно вынашивала их национальную культуру, языки, религии. Образовывала, дарила свои достижения технологические, научные, делилась последним куском хлеба, спасала в годину стихийных бедствий и катастроф, защищала от нападений внешних врагов. То есть, поднимала их на тот уровень развития, который в самостоятельном существовании этим малым народам и территориальным образованиям был объективно не досягаем, даже не мечтаем. В стране, более чем 70-ти религиозных конфессий проживает уникально большое количество (около 200) самых разных народов, говорящих на 190 языках. Вот, их братство взращено, выстрадано, подтверждено историей, что было не раз исторически доказано, и продолжает доказываться особенно в переживании Россией тяжёлых испытаний стихией и войнами. Национализм т.н. российских «окраин», несмотря на всё евразийское разнообразие традицийного, религиозного, культурного своего наполнения, не растеряв индивидуальности, без принуждения влился в русский национализм, ставший в результате уникально плодотворным, героическим явлением цивилизационного процесса. Но всё это лишь в территориальных границах империи, которую русская, в широком смысле, душа провела через века стояния в окружении врагов, своих, а не чужих кровавых жертв и титанического созидания огромных пространств, которыми не располагает ни одна страна мира. Когда речь идёт о таком масштабном, плодотворном и уникальном во всех отношениях объединении народов, понимаешь, что без высших сил тут не обошлось. И главная земная их составляющая именно в братском, дружественном, щедром и жертвенном строе русской души. Сомнительно искать подобного вовне. Но, глупо ждать благодарности от людей, ведь люди не животные домашние. Где уж, нам… Ещё глупей, ждать её от народов. Благодарность народа, если и была, стачивается через каких-нибудь несколько поколений, даже, если когда-то, речь шла о спасении этого народа. Так потому, что благодарность – это прежде всего долг, который нужно платить, хоть чем-то, хоть сохранением и поддержанием в спасённом народе памяти о некогда совершённом другим народом, добром, благородном деле. А кто ж любит долги. Только банки и коллекторские конторы. Благородство, подвиг, жертвы народа-спасителя во спасение,  чем больше их масштаб, со временем в народах неблагодарных вызывают раздражение и даже комплекс униженности от осознания собственной неспособности жертвовать чем-то ради других. То же и о героях народных, культура долгой и особо – вечной благодарной памяти, о которых, присуща, только народам цельным, духовным, верным своим корням. Способность к благодарности человеческая, народная, как показывает история, качество деликатесно редкое. Современность же показывает, что при несложных маркетинговых стараниях, его легко заменить, растворимыми концентратами подлости и предательства.
Почему так… Нельзя не учитывать тот факт, что спасённый некогда народ, поднятый из исторического прозябания, сохранившийся и расцветший жертвенными стараниями своего спасителя, и сегодняшний народ-наследник того, спасённого – это два разных народа. Ареал обитания, язык, культура, традиции внешне те же, но люди-то совсем другие, не познавшие, пережитые их предками ужасы, кровь, унижение, бесправие, и красоту спасения от того кошмара. Они - люди, над которыми старательно поработали глобализация, квази-прогресс морали, Хозяин, и грамотные гномы-агрономы гидропонного Западного Сада, мечтающие веками о плодоносных джунглях на грядках с капельным поливом, за каменной оградой того Сада. И не ленив Хозяин. Столетиями рассаживает людей и страны квадратно-гнездовым способом по тем грядкам, чтоб тянули соки из земли, растили сладкие плоды на хозяйский стол. Хозяин жаден, ненасытен, без грабежа не мыслит жизни, власть мировая застит глаз ему. Ведь без неё, какой грабёж, так..., на похлёбку из омаров. Вот и ломает он людей, народы. Любой, в холопы несогласный, народ ты, или человек, достоин кары и презренья, уничтожения достоин. Обнулить! Потому падают памятники, храмы, рушатся могилы, стирается всё, напоминающее о долге памяти, о чьём-то былом величии и жертвенности, благодаря которым и жив-то человек, народ, страна.
Благодарность и благородство – слова, из блага происходящие. Одно невозможно без другого. Способность к благодарению присуща лишь благородным. Много их? Где они? Нет людей, нет народов благодарных долго, тем более, нет никаких братских народов. Братство и по паспорту, по крови не отменяет вражды и ненависти, привет всем Каинам от Авелей! Каин был первым в истории убийцей, и первой жертвой убийства стал его брат. Что говорить о братстве символическом, духовном. Недоучились народы истинному братству, времени не хватило, желания и школу закрыли за нерентабельностью. Но недолга в том, что защищать, спасать слабых, угнетаемых, есть насущная духовная потребность благородного человека, народа, страны, помнящих Бога, для которых справедливость, не пустой звук, мораль – не дурной пережиток, общечеловеческие законы – норма. Они невиноваты, это у них в крови. Генетика, наработанная тысячелетней культурой, традицией, переданная великими предками. Творить добро и биться за справедливость для них – зов крови. «Детокс» такой крови невозможен. И они будут спасать и защищать всегда, даже из последних сил, и не заради благодарности спасённых, их почтения и поклонения для, но потому, что иначе им совесть не велит. И никто, никогда, ничего с этим не поделает. Бога не сотрёшь.
Русские всегда ждут братства, ищут его, вплоть до наивного наделения братскими качествами тех, у кого «до знакомства» и слова такого в словарях не водилось. То, что для тебя естественно и привычно, подразумевается и ждётся в других. Откуда потребность такая, за которую к тому же нужно платить немалую цену? Нет на земле государства во всех отношениях более самодостаточного, чем Россия. Тогда что? Навеянное уникальностью чувство одиночества, или восприятие мира, как единого целого, страсть к мессианству, вера в своё высшее предназначение? Может быть, поиск, разделяющих её ценности, во подтверждение и собственное утверждение в их ценности? Вряд ли что-то в отдельности, скорее всего, всего по чуть с балансом, зависящим от объективных обстоятельств конкретной исторической эпохи.
А, что такое братство народов, возможно оно по определению, кто-нибудь в мире ещё озабочен таким поиском? В широком добром понимании братство народов – это прежде всего ментальное созвучие в главных жизненных определениях, совпадение морали, духовных ценностей, жизненных устремлений, культурных смыслов. Наконец, дружба, выстроенная на этом фундаменте, вплоть до готовности встать плечом к плечу в случае возникновения угрозы посягательства на любой из этих объединяющих «братьев» элементов братства. И конечно же, безоговорочная благодарность «брату» за героизм, самопожертвование, принесённые добровольно и с любовью на алтарь «великого братства». Где живёт страново́е братство народов, кто его видел, и правильно ли будет ждать, тем более рассчитывать на него в политическом раскладе.
Только, не может Россия в угоду циничному расчёту забыть себя, это не отменяемо. Захоти, не получится, и как бы в последнее время не старалась из самых оправданно прагматичных соображений, всё равно будет оставаться верна своему наследованию русской душе. Качественно, в западном понимании, покровительствовать Россия тоже не умеет, потому что покровительства на равных не бывает. Если берётся, обязательно не без ущерба себе, но обязательно «со скидкой», «брату лучший кусок», «дружба и братство дороже богатства». Спасёт кого-то от врага лютого, денег не просит, земель ему присоединит неприятельских, накормит, обогреет, подлечит, клумб, фонтанов, заводов, нефтепроводов понастроит. Сама в разрухе, полуголодная, сидит, братства ждёт, дружбы великой. Кто-нибудь, хоть однажды слыхал о дружбе народов, братстве народов от Британии или Франции, Польши, Израиля? При этом Россия не вывешивает в пространство догмы и лозунги, в которые сама не верит. Перевязь Портоса, с расшитым золотом фасадом и шнурками на спине под плащом, не её изобретение, стиль моды.  Западный мир не оперирует категориями братства, дружбы, благородства в принципе, там это для романов. Они ему дики и противоестественны, дальше понятий «союзник», «партнёр», и то ситуационных, временных, т.н. цивилизованный мир никогда не ходил и не ходит. Что Русскому миру естественно, то Западному непонятно, пугающе, и значит, неприемлемо, до отвращения, значит подлежит уничтожению.
Не будь России, десятки государств вообще не появились бы на карте мира, сотни народов давно прекратили бы своё существование, вымерли или были бы уничтожены, а с ними их язык, культура, весь мемориал. Исчезли бы, как слабаки, дети недоношенные, нерентабельные для сильных мира сего этносы, случайно оказавшиеся на полезных сильным территориях.
Половина государств Европы и часть государств Азии получили государственность из рук России (СССР):
•    «Италия, Швейцария отвоёваны Суворовым у французов в результате итальянского похода в 1799 году.
•    Грецию у турок Россия отбила в 1821 году.
•    Болгария, Сербия, Черногория, Македония, Румыния как государства, родились в результате победы русской армии в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
•    Латвия, Эстония до 1918 г. никогда не имели собственного государства, получили её из рук Ленина. Литва восстановила государственность в 1918 г., благодаря России.
•    Польша восстановила государственность с помощью России дважды, в 1918 и 1944 гг.
•    Армения и Грузия сохранились физически в Российской империи.
•    Азербайджан, Туркмения, Киргизия, Казахстан, никогда не были государствами в принципе, и были сформированы в них только в составе СССР.
•    Монголия, благодаря России стала народной республикой в 1921 году, до окончания Великой Отечественной войны единственным государством, признавшим её независимость, был СССР.
•    Молдавия была освобождена от турок и вошла в состав Российской империи в начале 19 века.
•    Белоруссия и Украина впервые обрели государственность как следствие революции 1917 года.
•    В 1945 году освобождение Австрии от нацистов, с последующим восстановлением её независимости.
•    Освобождение и восстановление целостности Чехословакии в 1945 году, которую Гитлер ранее поделил на Словакию и Протекторат Богемии и Моравии.
•    Израиль был создан Сталиным, несмотря на сопротивление Великобритании и США.
•    США получили свою независимость, благодаря позиции Екатерины II в 1780 году. Царица поддержала Североамериканские Соединённые Штаты в войне против Великобритании. Английский король Георг III обратился к императрице с просьбой направить контингент из 20 - 30 тыс. солдат для помощи в подавлении восстания американцев. Но она отвергла просьбу. А спустя 82 года во время Гражданской войны уже царь Александр II послал к берегам США две эскадры, которые не позволили англичанам и французам поддержать южан.
•    Дважды за последние два века Россия возвращала независимость большинству европейских стран, в результате побед над армиями Наполеона и Гитлера. Какие из этих стран за малым исключением не воевали на их стороне, а сегодня записали Россию во враги, какие из них сегодня не враждебны ей в той или иной форме. К примеру, «благодарная» Болгария в двух мировых войнах участвовала в составе антирусских коалиций, сейчас она — член НАТО, и на её территории размещены базы США.
•    Большинство колоний Западной Европы после Второй мировой войны получили свою независимость, благодаря мировому движению деколонизации, главную роль в котором играл СССР (Россия), его роль была решающей. Процесс начался с Египта, национализировавшего Суэцкий канал. Благодаря помощи СССР, 1960 год стал воистину «Годом Африки». Именно тогда 17 стран Чёрного континента получили независимость от своих колониальных хозяев. В том же году по инициативе Советского Союза Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам.
•    Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Намибия, опираясь на СССР, продолжали бороться за реальную независимость. В Африке трудились сотни советских специалистов, десятки тысяч студентов из этих стран обучались в советских вузах, материальная помощь оказывалась в огромных масштабах.
•    Россия (СССР) сыграла значительную роль в рождении и становлении таких государств как КНР, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, КНДР, Индия.» (конец цитаты)

В сегодняшнем, окончательно чуждом эмпатии, потерявшем берега морали мире, благородство, признательность, благодарность, что человеческая, что, тем более, народная, становятся милой архаикой, дорогим антиквариатом, торгуемым, на закрытых аукционах совести. Последняя, по большому счёту, вообще всегда была мифом за «технической» невозможностью своей. Она памятью живёт, а та в народах многих не длинней жизни пары-тройки поколений современников событий, дававших повод к ней. Благодарность, когда-то спасённых Россией народов, совсем не странным образом трансформировалась в сегодняшнюю оголтелую враждебность, разрушенные, осквернённые мемориалы, памятники спасителям, русофобию, отмену культуры, возведённые на уровень гос. политики. Но слышны в России голоса гневные о неблагодарности, разочарования в «братушках». По-человечески понятно, сам переживаю по старинке, в плане политическом – пустое. Не сегодняшние россияне творили те подвиги и благородство, предки наши великие творили. Сегодняшним нужно нарабатывать новое величие, свежее и не ждать дивидендов от былого. «Никто не бывает сыт вчерашним обедом». И не стоит считать, что весь мир ходит в косоворотках, что все живут одними понятиями. Он ходит и в килтах, и в сари, и в хиджабах, и ещё в сотнях других видов одежд и под каждой живёт своей жизнью и понятиями совсем не русских понятий человек. Ортодокс, агностик и атеист прочтут Ветхий завет по-разному, нельзя в одну запрячь упряжку коня и гендер трепетный 105. Ни Моисей, ни конь, ни гендер не виноваты, мы радикально не одинаковы. Разночтение жизни нужно просто принять, и не требовать ни от кого невозможного, не подразумевать подсознательно у всех наличие своих человеческих качеств, но выстраивать своё поведение в отношениях с «невиновными» именно с учётом разности понимания очевидных вещей, близко не предполагающей существования какого-либо базисного минимума, якобы известного всем, априори всеми признанного и исполняемого.
Великий Тютчев свято верил в «Славянское самосознанье, семью славян», единство духа их и веры, считал именно эту расположенность к братству и коллективизму славян главным поводом для ненависти к ним эгоцентричного, всеедино меркантильного Запада.
 «Славянам»     

«…Но всё же братья мы родные!
Вот, то, что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: «Это я!»
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрёт груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив – верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово Царь-освободитель
За русский выступит предел…
(май 1867)

Не удивительно, ведь не было у Фёдора Ивановича опыта следующих двухсот лет истории, так богатой предательствами славянскими народами себя и спасителей своих. Слава Богу, сегодня всё больше подтверждаются слова последнего канцлера Российской империи, князя Горчакова: «Россия не сердится, Россия сосредотачивается». Великие сердиться не умеют, недосуг им сия суета. Сегодня Россия возвращает своё величие после тридцатилетнего морока самоуничижения.
Мир вылез из-под ковра и размытые доселе в заскорузлой политической демагогии категории Добра и Зла, наконец, обрели реальные очертания в географических координатах, названиях стран, и даже фамилиях конкретных деятелей. Так лучше, ясность всегда эффективней способствует объективности и логичности в принятии решений, нежели неопределённость на уровне намёков, недомолвок и подковёрной возни. Тем очевидней в этой ясности простой вывод – прошлое никогда ничему никого не учит. Доказано жизнью – можно сто раз в истории пройти один и тот же страшный путь, и ровным счётом ничего не помешает, не остановит человечество от прилежного повторения, совершённых ошибок.
Складывается впечатление, что в историческом развитии специально заложено не свыше, но кем-то с самого дна это стремление у правителей разных эпох разрешить корневое противоречие двух систем в новых обстоятельствах современными на их момент методами и инструментарием, забывая про известные грабли, бьющие раз в сто лет по толоконным лбам так, что у особо ретивых отлетают бошки. Кололись мыши все в слезах, и это был совсем не кактус. Зачем, одному чёрту известно. И вот, снова в воздухе все признаки приближения апофеоза, спящей вроде в последние восемьдесят лет войны. Сапог над граблями занесён. И кем? Снова, порождёнными Россией государствами, спасёнными ею от уничтожения народами – «братьями и се́страми», обязанными ей своим существованием на карте мира. Они глупцы? Им недостаточно технических и прочих средств для качественной аналитики текущего момента и ближайшей перспективы, они начисто лишены рациональной, очищенной от идеологии памяти, впали в суицид? Всё говорит о том, что в той или иной степени, имеет место быть.
Нет народов, невиновных в действиях власти, выбранной ими из своих же элит, из глубин своих, власти, поставленной над собой добровольно в результате применения демократических и иных законных процедур, признаваемых ими на своих территориях. Присущее миру несовершенство таких процедур не повод для оправдания народам, творящегося в отдельных странах и мире в целом. И, как сказал то ли Сократ, то ли граф де Местр с его – «Toute nation a le gouvernement qu'elle merite» (У любой нации правительство, которое она заслуживает). Всё так и без скидки малым нациям, странам, на их непременную зависимость от крупных держав. Куба, сумевшая завоевать свою независимость, сохранить её и до обретения поддержки СССР, и после его распада, в пример.
Исторически доказано – нет и полновесно братских народов, нет благодарных народов, бескорыстных народов нет, как нет никакого мирового пролетариата, мировых народных движений за какие-то идеалы и учения. Опираться на эти понятия в формировании государственной стратегии, идеологии, значит идти на заведомый ущерб вплоть до летального. Стремление к единению, братству, справедливости похвально и высо́ко, но требует полного самоотречения вплоть до самопожертвования, что само по себе, противоречит любой государственности. Человек, жертвующий собой ради высокого – безусловно пассионарий, герой, государство, жертвующее собой – это нонсенс. Человечество не доросло до масштабного благородства, до оперирования столь высокими категориями на прикладном уровне. Русский народ ментально склонен к такому, что исторически не раз доказано.
Не в этой ли полярной разности мироощущения, мировоззрений, отношения к Добру и Злу, квалификации их в целом, как категорий, кроется, длящиеся многими веками между Русским миром и Западным ненависть и желание Запада уничтожить Россию любой ценой. Это помимо элементарного корыстного интереса в завладении её гигантскими территориями и ресурсами, мне кажется, всегда было главной причиной экзистенциальной несовместимости, мизантропии Запада по отношению к России, русским, как нации.

«Ужасный сон отяготел над нами...»

«…И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала!..
И этот крик сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Всё поднялось и всё грозит тебе.
О край родной! — такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней…
Велико, знать, о Русь, твоё значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!».
(август 1863)

За многие века надоело сну ужасному тяготеть над нами, дорогой Фёдор Иванович, и решил он стать явью! При том ещё более ужасной, чем самый ужасный сон, ибо мир сегодняшний реалий полон таких средств уничтожения всего живого и самой планеты, по сравнению с которыми, чугунные ядра и бомбы выглядят детским баловством. Другие ядра в шахтах ждут и бомбы крылья обрели.
«Если что-то выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, это, вероятно, и есть утка». Перефразируя «классику» – Если кто-то веками выглядит как агрессор, нападает как агрессор и «крякает» как агрессор, это, вероятно, и есть Запад.
Ниже привожу выдержки, из упомянутых вначале статьи писем Фёдора Ивановича Тютчева. Они моим мыслям будто отражение в виде льва, сидящему перед зеркалом котёнку. От момента написания до дня текущего, актуальность, применимость до мельчайших мелочей, сказанного в них к сегодняшним временам, потрясающа, а глубина и правомерность мыслей великого человека получили более чем полуторавековое подтверждение путём, пройденным человечеством с тех пор. Тогда мир стоял на пороге Крымской войны, сегодня почти ввергнут в… «Последнюю войну человечества», назову так, решающую фазу, никогда не прекращавшейся войны Запада против Востока, после которой либо будет построен мир, в котором войны невозможны по определению, либо не станет никакого человечества на планете, разве что выживут его жалкие остатки и вернутся в каменный век. Человечество с упорством, достойным лучшего применения, пестует и лелеет, передаёт из поколения в поколение чувство неизбежности своего конца. Вот, и тогда его ощущал великий Тютчев, и сегодня через почти два столетия его ощущает благодарный потомок-имярек и не без того, что есть в этом крохотная надежда на любимое русское «авось пронесёт». Ведь без малого два века после пророческих слов Фёдора Ивановича как-то продержались… Что помешает мне закинуть спасительный швартовый конец на красавец-бриг Тютчевских надежд, чтоб взяли на буксир его матросы-строчки кораблик утлый мой сомнений и тревог.

«Два единства»  

Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! –
Славянский мир, сомкнись тесней...
«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней...
(Сентябрь 1870)

Рига, декабрь, предновогодье 2024 г., дети ждут подарков, взрослые – конца света. Кто-то просит снарядов, кто-то воды и хлеба, кто-то очередной спасительной дозы амфетамина, а кто-то строит себе бомбоубежища с кинозалами и бассейнами. Миллионы людей мечутся по миру в поисках пропитания и убежища от войны, забывая или не зная первое правило Ада – на раскалённой сковороде прохладных мест не бывает. Заканчивается второй год войны на Украине – прелюдии симфонии Последней войны. За окном технический прогресс крутит пальцем у виска с ухмылкой на мои и не только, слабые надежды.

Продолжение здесь.