Проекты инженера Озернова
 


Понедельник, 21.05.2018, 04:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость |
RSS


Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Об известном мне положении в области пиролизной утилизации амортизированных покрышек и отходов РТИ.

Сразу оговорюсь, что мой опыт в данной теме сравнительно невысок. Глубоко я вошёл в неё лишь три года назад. Поэтому, изложенное здесь мнение не претендует на фундаментальное исследование. Это просто мнение человека, прошедшего весь путь от вхождения в идею, до её воплощения. Впервые я узнал об этой технологии в 2004 году. На первом знакомстве остановлюсь подробнее, и дальше Вы поймёте почему. В 2004г. я получил предложение от одной мощной рижской транспортной компании поучаствовать в организации небольшого (встроенного в готовую инфраструктуру) производства по утилизации покрышек. На тот момент компания уже вела работы нулевого цикла под комплектное оборудование УПОР-1 российского производителя (г. Орск). Оплаченное оборудование было уже на пути к Риге. Руководство компании, обладающее серьёзными накоплениями шин, строило радужные планы, предполагая малыми средствами (~ 30 000$), получить серьёзные прибыли. Утилизируя АШ, решить одновременно экологическую проблему, обеспечить собственным топливом свой же транспортный парк, котельную, да ещё и зарабатывать на продаже побочных продуктов утилизации (металлокорд и тех. углерод)– это ли не фарт?! Фарт обернулся полным разочарованием и кучей потерянных денег. От предложения компании я тогда отказался сразу. Изначально не понравились подходы руководства к технике, тактике и стратегии в осуществлении проекта, методы решения вопросов любого уровня. Это стало ясно через неделю моего факультативно-гостевого участия в производственных совещаниях топ-менеджмента компании. Установку они смонтировали, запустили, промучились на ней месяц, и не получив никаких положительных результатов, – остановили. Вернее, производство ЗАКРЫЛИ надзорные инстанции СЭС, пожарники  и инспекция охраны труда. Выручка от продажи порезанного оборудования частично покрыла расходы на слом фундаментов и приведение территории в порядок. Позднее в Латвии был ещё нашумевший в газетах проект на базе белорусской установки с реактором контейнерного типа. Там просто распилили умные люди 3, 5 млн. $. В Эстонии проект с УПОР-ом закончился безрезультатно.

В дальнейшем, отслеживая ситуацию  в этом бизнесе со стороны (чисто познавательно), я пришёл к выводу, что сама тема пиролиза АШ не заслуживает внимания, не смотря на её финансовую и социальную привлекательность. Почему я так подробно заострился на этом примере? Потому, что он наглядно демонстрирует главное, на мой взгляд, противоречие в возможных подходах к вопросу целесообразности данного бизнес - направления в принципе. С одной стороны тема пиролизной утилизации АШ видится чрезвычайно заманчивой:

  • Экологическая актуальность востребованность, доходы от услуг по утилизации, гипотетическая возможность гос. поддержки в виде включения в гос. программы всех уровней, гранты);
  • Высокая бизнес – привлекательность (расчётные финансовые показатели зашкаливают в "+", стоимость предлагаемого на внутреннем рынке СНГ оборудования, сравнительно, низкая, сроки внедрения и окупаемости мизерные, бездонный рынок сырья);
  • Радужные перспективы развития, рисуемые, на первый взгляд, объективными предпосылками;
  • Высокая социальная, инженерная и духовная привлекательность темы.

 С другой стороны, я бы сказал, её  некоторая дискредитированность. На чём основывается такое резкое заявление? На фоне радужных и зазывных  рекламных предложений большого числа, мелких и средних, кустарных производителей оборудования "на коленке", предлагающих за 50–100 тыс. $ счастье на всю жизнь,  и "китов", предлагающих сногсшибательные, пропиаренные мега проекты в десятки миллионов $ наблюдается следующее:

  • Отсутствие авторитетной, ответственной и достоверной информации (статей, учебников, методик; маркетинговых, научных, технических исследований), при существенном преобладании в СМИ негативной, зачастую заангажированной (см. ниже) информации по данной теме. За исключением единственного, найденного мной на солидном сайте, труда по маркетинговому исследованию всех по заявлению авторов аспектов темы (можно ознакомиться, заплатив не одну сотню у.е.);
  • Обилие на форумах и в статьях откровенного скепсиса, исходящего, как от обжегшихся "молоком" из "самоваров", так и от маститых корифеев темы, защищающих свои научные направления и коммерческие мегапредложения от конкурентов и неинтересной им отраслевой "молодёжи";
  • Слабость законодательной, нормативной базы по данной теме во всех странах СНГ и ближнего зарубежья;
  • Мощная конкурентная борьба в Сети между "на-коленниками", "теоретиками" и "научниками - практиками" производителями оборудования и "пирошинниками. При этом и те и другие, и третьи дружно шельмуют иноземных продуцентов типа китайских, не имея на это сколь-нибудь серьёзных оснований. Впрочем, это процесс вполне рыночный, а значит - естественный.

Я очень далёк от того, чтобы умалять, а тем более охаивать ту колоссальную работу, огромный труд и таланты, вложенные энтузиастами учёными, инженерами, рабочими  - "пирошинниками" в это нелёгкое, полезное и интересное дело. Потому что, сам изнутри знаю, что такое из нечего слепить вкусную, полезную и красивую конфетку, да ещё и продать её выгодно, да ещё и в реалиях сегодняшнего дикого рынка. Оцениваю ситуацию в целом.  

Мы имеем сравнительно новое направление перспективного бизнеса, полезного во всех отношениях. "Молодость" этого бизнеса порождает массу объективных издержек, свойственных любому серьёзному начинанию такого масштаба. Главным, что мешает движению вперёд и наращиванию "пирошинных мускул", помимо сказанного выше, на мой взгляд, является фактор дезориентации общественности. Дезориентация вольная или невольная, лукавая или легкомысленная, но исходящая, как от дилетантов, так и от основательных игроков этого рынка. В заблуждение вводятся все, – новые игроки, инвесторы, прежде всего, потенциальные заводчики, госаппарат, потенциальные покупатели продуктов утилизации, и прочие. Возьмите любой сайт предлагантов оборудования и проектов мелкого и среднего уровня, кстати, включая и китайских (в Сети, найти их нетрудно) Все они, как один действуют по одной натоптанной схеме. Все предлагают, следующую наивненько оптимистичную методу расчёта бизнеса (упрощённо): В вашем городе 1 млн. жителей, значит столько-то сот тысяч машин, столько-то сот тысяч шин ежегодно выходит из эксплуатации (вкусная цифра со многими нулями). Вот он ваш постоянно воспроизводимый рынок сырья! И ещё вам заплатят держатели шин за услугу по утилизации (вкусная цифра), и сами привезут, и в ножки упадут от благодарности. А не захотят, закон их заставит! Потом, в зависимости от фантазии предлаганта, объявляется процентное соотношение от, уже озолотившего вас сырья, выпуска готовой продукции по её видам (топливо, тех.углерод, металлокорд, газ). Кто объявит 45% топлива от сырья, кто 60%. Да, плюс углерод, да металл, да ещё и сама себя установка полученным газом обогреет. Умножат все эти богатства на цены рынка за эти товары. Потом сведут все вкусные цифры в фантастическую блестящую кучу Ух-х-х!! Здорово! Вот они деньги с неба! Потом расскажут, как востребован тех. углерод в народном хозяйстве, и сколько существует способов его применения в строительстве, резиновой отрасли, дорогостроении и т.д. О топливе и говорить нечего. Уйдёт только свистни. Кому не нужен мазут М-100?! О соляре и говорить нечего. Металл – само собой… Территория, помещения нужны смешные. Воды, эл.энергии – мизер… Даже сертификаты, ТУ, все документы на оборудование, анализы топлив и пирокарбона вывесят на сайте в JPEG формате и в цвете (те, кто их имеет). Не забудут и о расходах – куда ж без них?! Отминусуют зарплату на 2-х – 5-х малоквалифицированных работников, общезаводские расходы в объёме приусадебного курятника с бухгалтером, пару налогов для солидности, чего-то там ещё, выведут разницу. И… Вот оно счастье!!! Неискушённый дилетант в восторге. Получается, что за полгода могучий бизнес окупится, а через пять лет удачливый "пирошинник" будет на Мальдивах пить мохито под пальмой и принимать SMS-ки от банка о пополнении счёта. И возьмёт бедолага кредит в банке или продаст последнюю фамильную драгоценность, чтоб купить это счастье, и будет ему… Ба-а-алшой пипец вместо мохито с Мальдивами. А вот SMS-ки из банка точно получать будет. Догадались о чём? И станет он на каждом углу трубить о "прелестях пиролиза шин", как "спец и знаток дела". Между тем, любой реальный спец знает, что это всё от лукавого. Вся эта имитация серьёзных бизнес - подходов лишь рекламная фишка, рассчитанная на дилетантов. В рамках данной статьи не представляется возможным рассказать обо всём, о чем умалчивают уважаемые производители оборудования. Об этом косвенно можно судить, заглянув сюда (ссылка).  Там всего-навсего оглавление, разработанного мной бизнес-плана предприятия по утилизации 10 000 тонн/год АШ. Там вы увидите, смею думать, практически весь спектр вопросов и показателей, которые необходимо учитывать, при принятии решения. А есть ещё и то, что там не показано. Наряду со многим, большинство производителей оборудования дружно замалчивают о следующем (список не полный):

  • Реальных требований к территории, инфраструктуре предприятия и особенностях национального хранения и транспортировки АШ;
  • Трудностях с реализацией сырых продуктов пиролиза (синтез-нефть и пирокарбон являются в сыром виде низкокачественным товаром и требуются доп. расходы на оборудование и персонал, для приведения их в рыночную норму);
  • Необходимости сертификации продуктов утилизации, собственно предприятия, получения всевозможных лицензий;
  • Массе хлопот и расходов на приобретение транспорта, шиноразделочного и вспомогательного оборудования, погрузчиков, нефтеналивных емкостей, инструментов, инвентаря, средств охраны труда, пожарной безопасности, материалов и т.д.

Вот и попался, - скажете Вы! Это же крупный проект! А выше шла речь о мелких и средних проектах? Ай-яй-яй!… Да, в том-то всё и дело, что объём задач, решаемых при создании любого предприятия по пиролизу АШ, практически одинаков и не зависит от планируемого объёма производства. Объём расчётных показателей всех уровней почти одинаков. Объём затрат на легализацию производства 1 тыс. тонн/в год и 50 тыс. тонн почти одинаков! Отличаются существенно лишь размеры взяток чиновникам (отдельный разговор) и оплата проектировщиков. А процедура одна и та же, со всеми вытекающими…  Что-то не встретил я в Сети ни одного из предлагантов оборудования, который бы в своих заманушках писал о таких заморочках. Знание этой всей подоплёки считается само собой разумеющимся, для любого человека в бизнесе. А специфика? С ней-то как? По понятным соображениям, им в противовес, этими же обстоятельствами в виде страшилок, дружно пугают, общественность, инвесторов и прочих, всевозможные мегапроектчики, защитники собственных технологий, и некоторые уже создавшие свои производства предприниматели. Никого не осуждаю, ни Боже мой! Все молодцы, все в рынке. Поздравляю и удачи. Без дураков. Но вывод напрашивается из всего этого мрачноватый.

Вырисовывается рискованный бизнес, технологии не доведены до рыночного результата, рынка спецов нет, научные институции не в теме, законодательство не дышит, регуляции оборота отходов нет в принципе, короче, кустарщина. Усугубляет такие выводы информация из стран ЕС, Японии, США и Канады, с их астрономическими ценами на оборудование, и отказом на уровне союзных правительств (кроме Великобритании) от этого вида переработки АШ в пользу технологий механического измельчения (шреддеринга). Раз Европа отказалась, нам сермяжным и ловить нечего. Авторитет! В США и Канаде, вроде работает. Так это далёко от наших реалий. По ценам на оборудование та же европейская астрономия плюс ещё и логистика. Я прорабатывал вопрос приобретения оборудования в странах Европы или Америки. Был изучен рынок поставщиков, получена ценовая информация и контрактные кондиции поставок от 4-х известных компаний. В результате, этот вариант, не смотря на высокое качество оборудования, был исключен мною при подготовке проекта, в силу следующих причин: 1. Высокая цена (на порядок, два выше аналогичного сопоставимого по мощностям оборудования китайского производства); 2. Длительные сроки изготовления (6 – 18 мес. с учетом очередей), при 100% предоплате (КНР – 3-4 мес. и 30% предоплаты соответственно). У некоторых фирм портфели заказов заполнены на год и более вперёд.

В Китае и прочей Азии пиролиз АШ процветает. И оборудование дешёвое. Но оплёваны китайцы, на основании двух – трех неудачных попыток создания предприятий на их оборудовании в России. Не авторитетны, не указ они нам, азиаты. Да! Европы и Штаты нам не "по зубам". СНГ- овские разработчики – производители либо рыскают по инвесторам и госконторам в поисках средств на "доведение – внедрение – раскрутку" своих выстраданных детищ, а нашедшие таковых, мечут на рынок "мегапроекты", либо (см. выше про "на-коленников"). О мегапроектах типа "К…" (Украина) говорить подробно не буду. Результат работы большого коллектива КБ с пилотной установкой устойчивых параметров на выходе. И замахом на проект в 30 000 тонн/год АШ. Планируемые вложения десятки миллионов $. На выходе только прогноз. Работающих аналогов такого масштаба у производителя нет. Модулирование (повторение) пилотной установки в рамках крупного предприятия – результат непредсказуемый. Дай Бог им удачи с благом для всех. Считаю, создание таких производств отдельным вопросом, т.к. вбрасывание таких средств и объектов в экономику любых регионов, особенно слаборазвитых дело специфическое.

Варианты карликовых (приусадебных) и малых (до 1 000 тонн/год)  производств целесообразны только при серо-чёрных сценариях бизнеса (затраты на легализацию несоразмерно высоки), со всеми вытекающими, кроме топлива, проблемами.

Где же выход? Ведь, и правда заманчивый, востребованный и перспективный бизнес, при всех его кажущихся и широко пропагандируемых недостатках и преувеличенных достоинствах, очевидно, что игра стоит свеч. А он, я думаю, как всегда посередине. В ценовом и организационном диапазоне предприятий производительностью 2 000 – 10 000 тонн/год по сырью, и с начальными вложениями до 0,5 – 3 млн. $ (зависимость объёма вложений и объёмов производства величина нелинейная). Середняки. Здесь стоит возиться в чистую. И здесь я подниму голос за… китайцев, хотя есть и поставщики оборудования в СНГ, и цены у них невысокие. Но опыта производства серийного у них - мизер. Молоды ещё, качают мускулы. Всегда легче говорить о том, что знаешь конкретно и пропустил через свои руки, сердце, голову. Я прошёл весь путь создания предприятия с применением их оборудования, и смею думать, разобрался в особенностях национального пиролиза АШ в Китае. Трижды бывал там именно в связи с темой пиролиза отходов. Поколесил, посмотрел, поучился, попробовал "китайской кухни".

Есть уместный старый, одесский анекдот: Приезжий в одесском аэропорту нанимает такси: Прошу, уважаемый! Куда едем? – спрашивает водитель. А почему машина без шашечек, это же такси? Такси, такси. Вам шашечки нужны или таки ехать? – отвечает водитель. Так вот, " Вам шашечки нужны или таки ехать?" Пока  в СНГ идёт разброд и шатание технологий от "самогоно…",  до "нано", китайцы определили для себя чёткую стратегию развития пиролизного бизнеса на ближайший десяток – полтора лет. И успешно, без лишних дебатов внедряют её в жизнь. Им "шашечки" не нужны, им "ехать…". Есть у них и исследовательский центр Shandong Huaneng Rubber Pyrolysis Institute, так что китайские технологии не доморощенные изыскания, а результат серьёзной исследовательской работы, и на месте они стоять не собираются. На сегодняшний день их выбор – роторные "косвенки" (вращающиеся реакторы косвенного нагрева, прерывистого и непрерывного цикла). Причём, остановились на единой ёмкости реакторов прерывистого цикла (~ 8-9 тонн чипсованных АШ). И клепают они эти установки без лишних наворотов, и экспортируют их по всей Азии и даже в Штаты. Кстати, последние, по моим наблюдениям, очень активно скупают компании наиболее продвинутых китайских производителей. С чего бы это? Выгодно, перспективно! Существуют тысячи действующих предприятий (в Китае лично посетил около десятка (ссылка), в Тайланде, Малайзии, Южной Корее, Индии, Польше, США), имеющих в своём составе от 1-го до 20-ти и более реакторов такого типа. Работают десятки тысяч людей, делают масштабное, полезное, прибыльное дело простыми средствами

В активе:

  •  технология и оборудование отработаны годами в массовом, серийном производстве;
  •  установки полного профиля выдают качественные товарные топлива и тех. углерод;
  • эксплуатация полнопрофильных установок не загрязняет, а только улучшает экологическую среду;
  • оптимальные цены на рынке подобного оборудования по сравнению с мировыми ценами;
  • сравнительно короткие сроки изготовления;
  • простота исполнения и эксплуатации;
  • высокие стартовые возможности;
  • сравнительно не высокие удельные энерго, - водопотребление (тонн воды/тонну сырья, кВт/тонну сырья);
  • широкие возможности в выборе "хвостовых" вариантов технологии применения, получаемого в результате утилизации АШ, синтез-газа;

 Лично я считаю выбор китайского оборудования здравым компромиссом между ценой и качеством. Считаю, что при определённых условиях, его применение может быть вполне  эффективным и оправданным в СНГ и его ближнем зарубежье. Китайский опыт вполне применим, и на его основе можно эффективно и быстро развивать отрасль по утилизации АШ.


В пассиве, первое:  низкое качество изготовления оборудования и его недолговечность (главная претензия к китайским производителям). Полностью соглашусь с этим. Более того, мог бы много рассказать о вопиющих, мягко говоря, небрежностях, допускаемых изготовителями. Но сие займёт много места и времени. Для примера могу сказать, что рекламационный акт на установку (5 700 тонн/год), которую я смонтировал на Украине, состоял из 3-х разделов на 18 листах. Второе - национальные особенности китайского пиролизного бизнеса:

  • Обилие на рынке производителей предложений от компаний, производящих практически одинаковое оборудование очень разного качества, что, как ни удивительно, очень затрудняет выбор достойного. Никакие заочные поиски в интернете, а также переписка с компаниями не гарантируют заказчика от серьёзных ошибок в таком выборе. Услуги китайских посредников-переводчиков, коих тьма в Сети, и не являющихся специалистами в теме, только увеличивают шанс ошибиться;
  • Распространённая практика, когда поставщики установок полного профиля (с доп. оборудованием по разделке АШ, разгонке топлива, переработке тех.углерода) комплектуют их "непиролизным" оборудованием местных же субпоставщиков по своему усмотрению. При этом стараются заплатить за него поменьше, и выбирают для этого самое дешёвое и некачественное оборудование с тем, чтобы потом продать комплект иностранцам по завышенной цене;
  • Невыполнение поставщиками отдельных условий контрактов, гарантийных обязательств;
  • Заключение контрактов на поставки компаниями с неподтвержденными документально экспортными способностями, что зачастую выясняется только после того, как заказчик уже перечислил часть денег поставщику;
  • Нарушение поставщиками сроков и комплектации поставок;
  • Деловая небрежность, граничащая порой, с откровенным неуважением к партнёру по сделке, и многое другое (ссылка). 

 Серьёзный пассив. Для некоторых может перевесить и все прелести Актива, но не спешите. Есть варианты нахождения оптимума, т.е. сведения издержек пассива до минимума, с максимальным извлечением выгоды от плюсов актива. Методами обычного механистического товарного подбора оборудования, и даже воспользовавшись услугами посредников, проблем "пассива" не решить. Для достижения высокой финансовой эффективности проекта, недостаточно подобрать оптимальный состав оборудования и найти удобных поставщиков. Необходимо понимание того, какое оборудование из предлагаемого в комплектах установок, выгодно и необходимо приобретать в Китае, а какое выгоднее изготовить на месте или приобрести поближе к месту дислокации производства, лучшего качества и без допзатрат на импорт и логистику. Нужно иметь ясное представление об уровне дополнительных организационных и денежных затрат на устранение заложенных в цене, ментально - неизбежных качественных и количественных дефектов. (Ранее я оговорился, что выбор китайского оборудования – это компромисс цены и качества). Чтобы в дальнейшем не испытать экономических разочарований от сюрпризов разного уровня. Необходимо чётко представлять объём неизбежных доработок – переделок – дополнений, и затрат на их осуществление.

Составить такое представление может только инженерный специалист, обладающий реальным опытом работы с китайскими производителями и их оборудованием, а также сочетающий в себе наряду с инженерным опытом, бизнес - опыт в реализации таких проектов и специфике "китайского синдрома". Кроме того, очень важно, если такой специалист работает в связке с проверенным и опытным в данной области китайским специалистом – переводчиком и агентом одновременно. Я думаю, что такие соображения во многом справедливы и при формировании подходов к выбору поставщиков оборудования в любой другой стране. Только при включении такого специалиста в проект любой инвестор может быть уверенным в том, что вложения в оборудование предприятия будут экономически максимально эффективными, и все плюсы "китайского актива" сработают на успех предприятия в целом.

В заключение ещё раз замечу, что всё сказанное выше не претендует на истину в конечной инстанции, и является лишь моим видением ситуации и предложением сотрудничества в данной области. Ознакомившись с другой информацией на этом сайте, вы получите более полное представление об освещаемой теме.

 С уважением! Удачи!

Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz